Вот и я сегодня, ровно 22 года назад, т.е. 17 ноября 1988г, как и многие из вас, вышел из Одесского порта на барке "Аджария" в своё "кубинское приключение", которое оставило незабываемый след на всю мою последующую жизнь.Многое запомнилось за эти 20 дней плавания. Например, для меня, человека, который до этого ни разу не видел моря, оказалось большим открытием, что я весьма неплохо переношу сильную качку.Когда в средиземном попали в двухдневный 7-ми бальный шторм, перенёс можно сказать "с небольшими перебоями в питании"( то есть из трёх принятий пищи в день в среднем лишь одно уходило за борт).Говорю за борт, потому что единственный способ, по крайней мере для меня, удержать еду в желудке был в том, чтобы из столовой сразу пытаться выбраться на свежий воздух, то есть или выскочить на открытую палубу или добежать до каюткомпании с открытыми окнами, упасть там на диван и отсидется хотя бы первые 30 минут.После этого можно было уже совершать какие-то действия, не опасаясь, что еда попросится обратно наружу.А так как моя каюта находилась точно в самом носу корабля, то добежать до неё сразу после еды было нереально,так как при фронтальной волне всю её силу принимает на себя носовая часть, и болтало там на порядок сильнее, чем тех,каюты которых были ближе к середине.Да и сам бег был какой-то страный, до сих пор не пойму, потому что когда бежишь на нос корабля, а в это время нос задирается вверх от волны, появляется чувство, что бежишь на месте, и 10-20 метров кажутся бесконечными, да и физическое состояние в этот момент сами понимаете не ахти.
![no2[1].gif](https://www.gsvsk.ru/forum/style_emoticons/default/no2[1].gif)
Поэтому проще и ближе было проскользнуть на верхнюю палубу, чем добраться до своего кубрика. Я это объясняю потому, что даже во время шторма я ходил и на завтрак и на обед и на ужин, в то время как почти никто этого не делал.В столовой в это время из всего личного состава появлялось максимум 10-15 человек.Например, все ребята из моей каюты за два дня шторма ни разу не поднялись со своих коек, кроме как по нужде в туалет.И при всём этом ещё умудрялся в это время носить из столовой пайки детям офицеров, ибо эти офицеры вместе с жёнами тоже пластами лежали из-за "морской болезни".Правда был ещё парень, не помню уже как звали, из Вологды, вот он был правда монстр, которого качка вообще не прошибала.Я помню он говорил смеясь, что шторм ему наоборот нравится, ощущение как на качелях катаешься.Вот с ним мы помню и помогали как могли детворе.Кстати, прикольный факт, сами детишки , в основном до 5 лет, тоже практически на качку не реагировали, как играли со своими игрушками, так и играли, а вот те, которые постарше уже чувствовали себя намного хуже.
А ещё незабываемое ощущение накрывало,когда сидишь во время шторма в столовой, и когда корабль проваливается с гребня волны вниз, в иллюминаторах исчезает линия горизонта и небо, и ты видишь в них только синюю воду, кажется, что корабль начинает тонуть, экстрим полный, если ещё припомнить , что под килем около 3 км глубины, аппетита это совсем не прибавляло.
Потом был Санта Крус.Во время стоянки в порту через одного официанта помню удалось достать полную упаковку "буржуйских фруктовых йогуртов", и мы с пацанами по каюте, пару дней наслаждались неведомым тогда ещё для нас продуктом, называя его фруктовым кефиром.
Затем уже в Атлантике попали прямо в центр косяка летающих рыб, и довольно долго любовались на палубе, как поблёскивают эти рыбки на солнце, когда летят над поверхностью воды.
И, конечно, никогда не забуду вылазку в двигательный отсек корабля,чтобы увидеть, как там всё работает.До этого я как-то не задумывался за счёт чего происходит движение корабля, ну то есть, что винт вращается это понятно, но одно дело догадываться, другое видеть.Дигатель фактически располагается в центре корабля, а винт в конце, и соединяются они между собой карданным валом, длинной в пол корабля.И вот когда в самом низу корабля видишь эту махину перед собой, когда движок ревёт, корданы с ужасным шумом вращаются.грохот стоит неимоверный, масло, жара сумашедшая, механики раздетые до трусов, все в наушниках, кто что говорит ни хрена не слышно, думаешь, что попал в преисподнюю по сравнением с раем, который находится там - на верхней палубе.Действительно иногда говорят:"Хорошо там, где нас нет".
Сохранились в памяти и вечерние концерты в каюткомпании, которые устраивали будущие смычки, создав на скорую руку музыкальную группу, и которая на протяжении всего плавания помогала нам скоротать уйму выпавшего на нас свободного времени.И помню ещё выступал парень, который играл почти на всех инструментах, что были на барке, и потрясающе пел песни Розенбаума, почти в точности повторяя его голос и манеру исполнения. В Гавану, а затем и в бригаду прибыли 7 декабря.Запомнил эту дату потому, что в этот день произошло крупнейшее землятресение в Армении и нам, только привезённым из порта и построенным на плацу и ещё даже не расформированным по своим подразделениям, сообщил об этой трагедии и об огромном количестве погибших в ней, какой то большой геф.И только после всего этого мы - вновь прибывшие соловьи- услышали от встречающих нас дедов и черпаков традиционное и радушное:"ВЕШАЙТЕСЬ ДУХИ !"
![yahoo[1].gif](https://www.gsvsk.ru/forum/style_emoticons/default/yahoo[1].gif)
И вот после этих добрых, напутственных слов и началась моя служба в нашем доблестном 12 УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ
![pioneer[1].gif](https://www.gsvsk.ru/forum/style_emoticons/default/pioneer[1].gif)
ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ ВСЕМ ОДНОБАРОЧНИКАМ!!!
АДЖАРИЯ 17ноября ОДЕССА- 7декабря1988г ГАВАНА.