К вопросу о подлодках.
Мы на узле связи принимали участие в спасении моряков.
Впоследствии их привезли на остров и самолётом отправили в Союз.
http://ruspodlodka.narod.ru/st/crash.htmК-219
Еще не скоро станет известна истинная причина того, что произошло в Атлантике в начале октября 1986 года. Мне эти события известны потому, что я служил в той дивизии атомных подводных лодок, в состав которой входила К-219. Со многими офицерами и мичманами с К-219 я служил на других ПЛ. Но даже многое зная рассказывать нельзя, так как материалы специальной комиссии, занимавшиеся расследованием гибели субмарины, до сих пор остаются закрытыми, а свидетели происшедшего связаны подпиской о неразглашении.
И так… Впервые правительство Советского Союза заявило открыто об аварии на одной из советских атомных подводных лоток.
Сообщение ТАСС.
4 октября 1986 год.
Утром 3 октября 1986 года на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошел пожар…
Правда. 1986. 4 окт.
7 октября 1986 год.
В течение 3 – 6 октября 1986 года экипажем нашей подводной лодки, на которой произошла авария, и личным составом подошедших советских кораблей велась борьба за обеспечение ее непотопляемости.
Несмотря на предпринятые усилия, подводную лодку спасти не удалось.
6 октября в 11 часов 03 минуты она затонула на большой глубине. Экипаж эвакуирован на подошедшие советские корабли. Потерь в составе экипажа, кроме тех, о которых сообщалось 4 октября 1986 года, нет.
Обстоятельства, приведшие к гибели лодки, продолжают выясняться, но непосредственной причиной является быстрое проникновение воды извне. Реактор заглушен. По заключению специалистов, возможность ядерного взрыва и радиоактивного заражения среды исключается.
Правда. 1986.
Официальная информация была достоверной, но далеко не полной. На лодке действительно произошел пожар. Но не он явился причиной аварии, он был ее следствием.
…Около 5 часов утра 3 октября советская атомная ракетная подводная лодка типа «Янки» (по американской классификации) переходила с одной глубины на другую. В этот момент в третью по левому борту ракетную шахту стала поступать вода, которая в свою очередь раздавила корпус находившейся в ней ракеты с жидким топливом, что привело к его утечке. В шахте произошел сильный взрыв (на снимке в фотоальбоме хорошо видно разрушенную шахту). Экипаж и лодку от моментальной гибели спасли прочная сварка корпуса и то обстоятельство, что значительная доля энергии взрыва ушла вверх через крышку ракетной шахты.
Мастерство в критической ситуации продемонстрировал командир атомохода капитан 2-го ранга И. Британов. Через несколько дней после аварии американские специалисты ВМС моделируя аварию пришли к заключению, что командир и экипаж подводной лодки заслуживают высокую оценку за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем.
Вспыхнувший пожар удалось локализовать и потушить. Но взрыв привел к утечке ядовитого окислителя ракетного топлива. Несмотря на то что переборки задраили, через поврежденные магистрали, по отсекам стал растекаться смертельно опасный бурый газ. Местами уровень загазованности в 3 тыс. раз превысил предельно допустимые концентрации. В четвертом отсеке погибли командир ракетной боевой части капитан 3-го ранга А. Петрачков и два матроса. Многие члены экипажа отравились парами окисла азота.
После 15-часовой изнурительной борьбы за живучесть лодки, поступил тревожный сигнал из седьмого (реакторного) отсека. Туда тоже проник ядовитый газ, кроме того, лопнул один из паропроводов и вырубилось освещение. Дабы избежать теплового взрыва реакторов, их требовалось заглушить. Но вышла из строя система дистанционного управления энергетической установкой. Чтобы прекратить цепную реакцию в реакторе, необходимо было подать питание на приводы компенсирующих решеток. Это сделать не удалось. В любой момент два ядерных реактора могли пойти в разгон. А это бы означало катастрофу, следствием которой стала бы гибель всего экипажа и радиоактивное заражение обширной акватории и воздушного пространства у берегов Северной Америки. А Гольфстрим и ветры разнесли бы радиоактивную отраву по Северной Атлантики и Западному полушарию.
Выручить могли только двое: командир спецтрюмной группы старший лейтенант Н. Беликов и спецтрюмный матрос С. Преминин. Лишь они из моряков, запертых в корме, способны были в ручную обуздать реакторы
http://eocean.ru/Publication/Kursk/default.aspx Американцы вообще традиционно не склонны признавать свои ошибки и просчеты, ведь они еще ни разу не признали сразу ни одного факта столкновения своих субмарин с нашими! Так было в 1970 году при столкновении российской «К-108» с американской «Тодог». Так было с погибшей в Тихом океане в 1968 году «К-129». Ее, судя по всему, таранила в подводном положении атомная американская подводная лодка «Суордфиш». Так было с «К-219» в Северной Атлантике в октябре 1986 года, когда эту лодку так же, по-видимому, таранила и потопила американская «Агоста»
http://subclub.narod.ru/history/k219/pomnit.htmА настоящая помощь совсем рядом - наш однотипный РПКСН К-137 "Ленинец" (первый из построенных по 667му проекту РПКСН) под командованием капитана первого ранга Вячеслава Попова, нынешнего командующего Северным Флотом. На ней есть всё для борьбы за живучесть, в отличие от кораблей Морфлота. Но лодке ЗАПРЕЩЕНО нарушать скрытность плавания.
Видя, как уходит из рук верная добыча, Вон Сускил нарушает древнейший закон моряков всех времён и народов - спасшихся не топить. Он разгоняет "Аугусту", и, погружаясь, перерубает перископом буксировочный трос. За этим действием наблюдает экипаж субмарины. Это видели и команды наших гражданских судов. Об этом сделаны отметки в бортовых журналах.