Помощь - Поиск - Участники - Календарь
Полная версия: Край мой родной
Форум ветеранов ГСВСК > Армейские годы на острове Свободы > Общение, юмор и творчество форумчан > Курилка под пальмами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109
Михайлов Игорь
Только что гулял с собакой и сфоткал у подъезда, температура -4

Изображение
Дмитренко Валерий
Игорь biggrin.gif мне зимой этой такие сугробы непомнятся, грунтовые дорожки у нас и те уже высохли. Я через лес хожу с работы сухо.
Баглай Владимир
Цитата
Я через лес хожу с работы сухо.


Валер, я в Киеве чет леса не видел biggrin.gif до самого центра доезжал , правда по набережной ехал, дома были, и лужи были. biggrin.gif
Дмитренко Валерий
Я работаю 15 км от Киева, пригород, г. Вышгород, вот и короткий путь до центра Вышгорода, через дачи и лес, а там дорога грунтовая 20 минут пешком иду biggrin.gif
Михайлов Игорь
Цитата(Баглай Владимир @ 30.3.2011, 21:53) *

Валер, я в Киеве чет леса не видел biggrin.gif до самого центра доезжал , правда по набережной ехал, дома были, и лужи были. biggrin.gif


Володя, так он уже четвёртый день Одесское винцо попивает, вот уже и лес мерещится haha[1].gif
Красников Виталий
У нас Буковине уже весна идёт полнім ходом!!! yahoo[1].gif thumbsup[2].gif Днём от +18 до +20, ночью правда ещё прохладно- около 0. yes[1].gif
Михайлов Игорь
Будет и в нашем городе праздник tongue.gif , а пока у нас с утра сегодня было -9, днём +5.
Баглай Владимир
У нас тоже, после теплого Алексея настоящая весна +17 в тени.
Красников Виталий
Ребята, изумительная погода!!! thumbsup[2].gif Тепло, +20, не жарко, то что надо!!! Передают правда на днях немного дождя, но весна наступает полным ходом. Смотрю на фотки Славы Пильщикова, даже как-то не верится, может это просто развод первоапрельський? biggrin.gif derisive[1].gif
Пашнин Юрий
А ты приезжай к нам, на Урал, Виталий мы ведь ещё находимся в зимней спячке. Так что никакого развода нет. Зима пока не отпускает.
Макаров Дмитрий
Виталий, ну нет у нас весны!!! Вчерашнее фото.
Изображение
Вот и товарищ Чкалов вчера показал "хрен" вам, а не весна!!!
Изображение
Михайлов Игорь
Цитата(Красников Виталий @ 2.4.2011, 0:31) *

Смотрю на фотки Славы Пильщикова, даже как-то не верится, может это просто развод первоапрельський? biggrin.gif derisive[1].gif


Не веришь фоткам, глянь ТУТ на мою вебку, там всё прямом эфире derisive[1].gif

Красников Виталий
По ходу всё верно, не развод. yes[1].gif Ничего ребята Весна, как дембель, неизбежна, главное- терпенье!!! derisive[1].gif
Кузмин Александр
А у нас сегодня Ливняк прошёл....
Красников Виталий
У нас немного похолодало +15, малая облачность, дождя нет, ливня тем более, но ещё не вечер...
Корпенко Виталий
А у нас потеплело +8 С. biggrin.gif Снег начал таять. clap[1].gif
Клопыжников Сергей
И у нас потеплело-0*! tongue.gif
Дубчак Александр
А у нас похолодало немного. Сейчас +10 biggrin.gif
Пильщиков Вячеслав
Тема "Город мой родной, Откуда призвался или где живу", а не погода дома.
Фотки выкладываем, красивые, свои.
Хочу
Ткачев Александр
Чего?
Пильщиков Вячеслав
Фотки. Чего, чего!
Фотки давай.
аш зубы ломит
Ткачев Александр
Так может лучше в зубы biggrin.gif ? Чтоб не ломило smile.gif .
Серов Сергей
На, блин! Орать только... Это, правда, не мой город, это Торжок, но я там частенько бываю, мне нравиться. А мостик приметен тем, что здесь снимали "Ночной дозор", сцена встречи сил света и тьмы

Изображение
Пильщиков Вячеслав
Вот, Серёжа, порадовал! Красотень
Зиннатуллин Альфрид
А из нашего окна
Больница красная видна
Изображение
А машины все сигналят
И быстро проезжают
Салават Магнитку обыграл
Выбился все таки в финал blush[1].gif
На больнице слева
Кубинский флаг развивается
Пусть все знают
Что кубаш здесь проживает clap[1].gif
Корпенко Виталий
Вот любуйтесь видами Питера . biggrin.gif
http://vpiter.com/web-camera-admiral/
Зиннатуллин Альфрид
Цитата(Пильщиков Вячеслав @ 5.4.2011, 20:51) *

Фотки выкладываем, красивые, свои.

Корпенко Виталий
Некогда мне блин фото графировать! hi[1].gif
Пильщиков Вячеслав
Чё вы мне камерами тычите? Фотки налейте
Карпилин Юрий
Цитата(Корпенко Виталий @ 5.4.2011, 19:04) *

Вот любуйтесь видами Питера . biggrin.gif
http://vpiter.com/web-camera-admiral/

Ледоход - это красиво. Можно долго смотреть на льдинки.
Скучаю по Питеру.
Кнышенко Виктор
Ну як тебе не любити Пiтере мiй. thumbsup[2].gif
Красников Виталий
Ну як тебе не любити Києве мiй!!! clap[1].gif yahoo[1].gif clap[1].gif
Изображение
Зиннатуллин Альфрид
А можно транскрипцию третьей буквы в слове Киев blush[1].gif
Карпилин Юрий
Фотки выкладываем, красивые, свои. Только фотик расчехлил, ну думаю на Питер всю плёнку потрачу. Тут вдруг перед глазами бабах, а я резкость не успел навести. Заснял дтп чуть позже, когда ПИДРы приехали.
Изображение
Лели Виктор
Цитата(Зиннатуллин Альфрид @ 7.4.2011, 5:51) *

А можно транскрипцию третьей буквы в слове Киев blush[1].gif

Е
Лангуев Юрий
Я тоже Киев люблю (кажется, 1989 год)
Изображение
Красников Виталий
Киев-мать городов русских!
Изображение
Изображение
Изображение

Первый летописец Руси - Нестор.
Был и Митрополит (1038 год), написавший "Слово о Законе и Благодати". Были Иаков Мних, написавший "Памяти и похвале князю русскому Владимиру", элементы которого восходит к 1060-1070 годам. Они составляли родословную царей прошлых столетий из источников, и преданий, устно перешедших к ним от народа, рассказывая про царей от первого царя Руси - Кия.
Вообще ни одна родословная князей, не углубляется далее прадеда Ярослава - князя Игоря, погибшего примерно в 944-945 годах, примерно за сто лет до создания "Слова..." Иллариона.
Естественно, память о предшественнике Игоря, это середина XI века, была недостаточно ясной. И никакой уверенности, что летопись соответствует фактам, ее нет ни у одного исследователя истории, начиная от самого первого правителя Руси - Кия.
Да и остальные правители - Олег, Аскольд, Рюрик описаны из устных источников.
Но тем не менее, народ всегда помнит, что было и как было, даже о греческом Александре Македонском, так как сохранились предания и легенды.
Но никакие "тщательные" исследования летописей не дадут нам четкой хронологии, так как, тогда на Руси не было письменности.
Летопись - это сказка, фольклор, который действительно имел место быть.
Но в ней нет прямой переклички с "сюжетами".
Задача историографии в том, чтобы не искажая оставить эту и другую летопись без изменений для истории. Нужно летопись признать, так как нет других источников, тем более, что герои летописи не являются участниками былин и древнейших стихов. Одним словом нет доказательств. А если нет доказательств, то нужно принимать имеющееся, как фактическое.
Итак летописец Нестор оставил нам чудную историю города Киева - матери всех городов русских.
Киев - Мать городов русских. Это факт. А основал его князь Кий. Он, с юношеского возраста выделялся ото всех тем, что всегда был в поисках. Он всегда что-то строил, мастерил, мечтал о своем городке...
И когда он вырос, то стал заметной фигурой. У него была лодка и он переплывал на ней широкий Днепр. На одном высоком берегу Днепра и задумал он воплотить свою мечту.
Выбрал большую поляну, а вокруг лес, который он использовал как строительный материал, и начал строить дома: - себе, одному брату, другому брату и сестре.
Потом привез на лодке с того берега знакомых, им понравилось и они тоже захотели там поселиться. Построили из бревен дом. И пошло и пошло.
Он одного за другим на своей лодке привозил туда людей, казавшихся ему надежными и порядочными, которые оставались там жить.
Скоро это поселение разрослось, к нему все больше и больше тянулось людей, желающих жить в его городе.
Он стал узнаваемым и уважаемым. А город рос и рос.
Это было то время, когда Римская Империя разделилась на две империи - западную и восточную. Восточную Империю назвали Византией.
Русские племена, тем временем, сильно доставали Византию, участвуя в набегах, уводя скот, женщин, богатства.
Византию это нервировало и беспокоило. Ей нужно было остановить весь этот процесс воинственных кочевников. Они, византийцы решили изменить ситуацию.
Бороться с полчищами кочевников было бесполезно, так как те, нанося удар, разбегались по безграничной равнине-степи.
Надо было что-то делать и они обратили внимание, есть ли там лидер, вокруг которого можно было бы объединить кочевников.
И тогда они увидели город-поселение Кий. (единственный на то время город, впоследствии названный Матерью городов русских).
Руководил городом самый авторитетный человек, который перевозил людей на своей лодке в город-поселение.
Город был назван по имени основателя. А основатель был перевозчик Кий.
Он был главный для всех горожан, имел авторитет, пользовался уважением.
Вот к нему и обратились взоры императора Византии.
Сообщения летописи о Кие очень малы. Сообщается что сначала он был "перевозчик", затем основатель поселения, которое нам сегодня известно как Киев.
В то время все последовавшие новые города Руси названы именем основателя - это и Владимир и Ярославль и так далее.
Так появился город Киев - Мать городов русских.
Кий был "перевозчик", впоследствии ставший правителем основанного им города, он был искусен в управлении ладьи (лодки) и в управлении людьми. Он первый проложил путь "в греки", удостоившись чести ("великая честь") быть принятым "царем Византии", поэтому он и был вызван в Константинополь, чтобы его назначить Царем Русов.
Кий побывал в Царьграде, получил там сан и титул царя, двуглавого орла и жезл.
Отсюда, у нас в России и появился двуглавый орел.
А Кий стал править Киевом, первым русским городом. Начал издавать законы, назначать и судить горожан.
Кий - это первый русский царь, который, первый прошел тысячеверстное путешествие в Константинополь, и первый получивший в Византии все царские атрибуты.
И конечно же нужно обязательно упомянуть о двух братьях и сестре, которые были верные помощники ему в деле основания города.
Легендарных братьев и сестру звали: - Кий, Щек, Хорив и Лыбедь.
В центре города, сегодня, стоит огромный памятник основателям города - Это ладья с Кием, Щеком, Хоривом и Лыбедью.
Народ не забыл тех, кто основал чудесный город, и поставил им памятник.
Вот такая история у города Киева. Вот уж никто не думал, что мать городов русских имеет отношение к вездесущим чеченцам.
Я не знаю к какому народу отнести Кия, Щека, Хорива и Лыбедь, но я могу точно Вам сказать, что означает имя "перевозчика", который был первым царем Древней Руси.
"Перевозчика", звали - Кий.
Кий = Ки + Й. (Кхия) (Кия)
Ки - Другой.
Я - Привези.

"Привези другого" или "Привозящий другого".
Легедарный "Кий-перевозник" навечно связал в один нерушимый узел древний величественный Киев с вечным, Божьим языком Нахов, на котором разговаривали Адам, Ева и Ной.
Мать городов русских навсегда увековечена Языком Нахов.
Живи и процветай Мать городов русских!
Клопыжников Сергей
Это точно!
Вакула Виктор
Мост через Днепр.
Изображение
Буддийский храм "Белый лотос".
Изображение
Холм Славы.
Изображение
Областная госадминистрация.
Изображение
Дом связи.
Изображение
Красников Виталий
Класно!!! thumbsup[2].gif Витя, давай ещё фоток! А буддийский храм "Белый лотос" случайно не находится в узенькой улочке на подходе к Днепру?
Вакула Виктор
Точно так. Вот эта улочка.
Изображение
Пильщиков Вячеслав
Только мне не понятно: почему Киев - мать? Почему не отец?
Красников Виталий
Надежда Алексеевна Ионина



Киев – мать городов русских

На высокой горе, поднимающейся над седым Днепром, раскинулась широкая и величественная площадь Богдана Хмельницкого. Здесь сверкает ровный и чистый асфальт, ходят трамваи и троллейбусы, но стоит только оглядеться, как на вас сразу же повеет древностью. Неподалеку от площади, по левой стороне Владимирской улицы, сохранились остатки Золотых ворот, выстроенных в 1037 году — во время правления князя Ярослава Мудрого. За ними высится знаменитый Софийский собор, заложенный князем в том же году в память победы над печенегами...

Немного найдется в мире городов, вокруг возникновения которых происходило бы так много споров в среде ученых историков, археологов и любителей древности. А начало этим многочисленным дискуссиям положил Нестор-летописец, который в «Повести временных лет» поместил легенду, согласно которой апостол Андрей в I веке побывал в Поднепровье и на одной из киевских гор водрузил крест как символ будущего города.

«Повесть временных лет» начинает последовательное изложение истории Киева как столицы Древнерусского государства с 862 года. Однако и сам летописец пытался докопаться до ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжиты».
Археологические раскопки свидетельствуют, что территория нынешнего Киева была заселена уже в I веке до нашей эры. Возникшие здесь поселения своего наивысшего развития достигли к II—III векам, после чего началось их постепенное угасание. С IV века славянское население здесь стало проживать постоянно, и с этого времени город начал расти и развиваться.

Однако проблема происхождения Киева, как указывалось выше, постоянно привлекала к себе внимание ученых, которые приходили к самым противоречивым выводам о времени основания города и об этническом происхождении его основателей. Начальные шаги города над Днепром чаще всего связывали не со славянами, а с другими народами — сарматами, готами, гуннами, норманнами, аварами.

Так, например, основываясь на некоторых древнескандинавских источниках, Киев отождествляли с городом Данпарстадом — легендарной днепровской столицей готов. В «Старшую Эдду» вошли, в частности, «Речения Хамди» — один из вариантов истории несчастной Сванхильды, выданной замуж за готского короля Германариха и казненной им самым жестоким образом. Хамди и два его брата, отправившиеся в путь, чтобы отомстить за смерть сестры, попадают в столицу готского короля, где видят «дворец готов и склоны глубоких берегов». Некоторые исследователи (например, Г. Вигфуссон) встречающееся в тексте «Речений Хамди» слово «djupat» (глубокий) пытались исправить на «Danpar» (Днепр) и таким образом объединить ставку Германариха на Днепре и Киев в одно.

Данпарстад упоминается также в «Песне об Аттиле», «Херварасаге», «Песне о Хльоде и Анганте», но и отсюда можно сделать вывод лишь о том, что в Приднепровье существовал какой-то политический центр готов, однако это вовсе не означает, что он располагался на территории современного Киева.

Древнерусская легенда повествует, что Киев основали три брата — Кий, Щек и Хорив, и легенда эта в древней Руси была очень известной: так или иначе она вошла в состав всех летописей, которые освещают начала древнерусской истории. В «Повести временных лет» у Нестора-летописца читаем:

Полем же жившем особе и володеющем роды своими, иже и до сее братье бяху поляне, и живяху каждо съ своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим. И быша три брата: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне Увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створище град во имя брата своего старейшего, и нарекоша имя ему Киев.

Аналогичные рассказы есть и в тех кодексах, которые отражают другие летописные традиции, нежели «Повесть временных лет». Легенда об основании Киева тремя братьями вскоре после своего возникновения вышла за пределы Руси и распространилась среди соседних народов, в первую очередь — западных славян. Со временем это предание перекочевало и в неславянские страны: подвергаясь определенной переработке, оно нашло свое отражение в «местных источниках» (например, армянский вариант киевской легенды встречается в «Истории Тарона» Зеноба Глака).

Вначале Киев оставался сравнительно небольшим городом — центром Полянского союза племен. Со временем славянские союзы переросли в Древнерусское государство, вместе с ними рос и Киев, постепенно превратившийся в «стольный град державы».

В середине IX века в Киеве правил Аскольд — последний представитель династии Кия. В 862 году новгородский князь Олег и его воины «пришли к горам Киевским». Увидев город, князь так сильно пленился его красотой, что, покорив его, официально провозгласил Киев столицей Руси и произнес знаменитые слова: «Да будет (Киев. — Н.И.) матерью городам русским!».

Однако, кроме приятности климата, красивости местоположения и богатства страны, сравнительно с севером, тому были и другие обстоятельства. Киев находился там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои — Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи — жилище кочевых народов. Здесь и должна была утвердиться главная защита от них; здесь же, вероятно, было и сборное место для русских лодок, отправлявшихся в Черное море.

В годы княжения Олега Русь освободилась от тяжкой и унизительной зависимости перед Хазарским каганатом. Подобно своему предшественнику Аскольду, князь Олег совершил два похода на Царьград (в 907 и 911 гг.) и оба раза одержал славные победы. В русско-византийском договоре 911 года Киев выступает уже как общепризнанная столица Руси.

При преемниках Олега, князе Игоре и княгине Ольге, Киев рос и укреплялся, но в основном он оставался деревянным городом. Правда, во время правления княгини Ольги в Киеве уже начинается каменное строительство.

Одну из наиболее ярких страниц в историю Древней Руси и ее стольного града вписал князь Святослав. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил он в походах, как пардус, и много воевал». Действительно, недолгое княжение Святослава было наполнено шумом походов и звоном битв: под его водительством храбрые дружины прошли от Волги до Дуная, везде прославляя русское оружие. Воюя в далеких странах, князь Святослав редко бывал в Киеве, чем и воспользовались печенежские ханы — извечные враги Руси. В 968 году они осадили Киев, в городе начался голод, не хватало воды. Но система киевских укреплений выдержала осаду, а тут и подоспевшее войско воеводы Претича освободило стольный Киев-град.

Богатырским, героическим временем было и правление князя Владимира Красное Солнышко, как его назвали русские былины. Это были годы блестящих успехов Древнерусского государства, когда складывалась и развивалась самобытная и яркая культура древнерусской народности. Расцвел и стольный град Киев.

На Киевских горах воссияла благодать Божья, когда русский народ принял Святое Крещение и стал исповедовать святую веру Христову. «Что солнце между планетами, что царь между народами, то Киев между городами. На высокой горе стоит он, опоясанный зелеными садами, увенчанный золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною», — так писал украинский писатель Е.П. Гребенка.

Быстрый рост Киева в X — первые годы XI века отмечали все иностранные путешественники, послы и купцы, побывавшие в нем. Город поражал приезжих своим богатством, многолюдством, пышностью дворцов и храмов. Т Мерзебургский, саксонский хронист начала XI века, отмечал, что «в большом городе Киеве насчитывается 400 церквей, восемь торжищ и необычайное скопление народа».

В истории Киева Щелую эпоху составляет время правления князя Ярослава, который крепко держал бразды правления в своих руках, цвела при нем Русская земля, за что и прозвали его на Руси и .в других государствах Мудрым. Во время его княжения Киев перешагнул свои первоначальные границы и быстро расширился во всех направлениях. Да и принарядил князь Киев не хуже Царьграда-Константинополя, возвел новые стены на земляных валах и соорудил Золотые ворота. Кое-кто упрекал князя в расточительности: мол, к чему эта позолота, да и ворота слишком большие — ширина их равнялась ширине средней части главного киевского собора.

Но князь Ярослав знал, что делает, и на украшение Божьих храмов не жалел никаких средств. А ворота — это лицо города: пусть все — и странники, и торговцы, и друзья, да и враги тоже — сразу видят, как богат, красив и могуч Киев И новые храмы поставил князь в Киеве, один Георгиевский, другой Ирининский, а главную церковь земли Русской, сердце русской митрополии, он посвятил мудрости— Софии.

Софийский собор в Киеве был заложен на самом высоком месте — на поле победоносной битвы киевлян с печенегами. Потому многокупольный Софийский собор открывался путнику отовсюду, через какие бы ворота он ни вошел в город. В последние годы правления князя Ярослава Мудрого была заложена и Киево-Печерская лавра— первообраз и идеал русских монастырей.

Слава Киева была тесно связана с жизнью Ярослава Мудрого, а со смертью своей князь как будто унес в гроб не только счастье стольного града, но и могущество Руси. При некоторых преемниках князя Киев еще продолжал украшаться, в нем строились новые монастыри и церкви, однако некоторые князья стали больше заниматься родовыми счетами и преследовать личные цели. Они не только не щадили «матери городов русских», но и интересами Руси пренебрегали, сами водили в нее врагов и вместе с ними разоряли и страну, и первопрестольный Киев-град.

Приходилось терпеть Киеву и ужасные разорения от соотечественников: так, например, суздальский князь Андрей Юрьевич в 1169 году приступом взял Киев, разграбил его, а потом отдал на расхищение своим союзникам. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Победители, к стыду своему, забыли, что они россияне: в течение трех дней грабили не только жителей и дома, но и монастыри, церкви, богатый храм Софийский и Десятинный, похитили иконы драгоценные, ризы, книги и колокола».

В 1204 году Рюрик Ростиславич, желая возвратить себе Киев, позвал половцев и вместе с ними взял город приступом. Потом он не только разграбил город, но не пощадил даже жизни старцев и невинных детей. Однако выгодное географическое положение давало Киеву возможность быстро возрождаться, поэтому восстававший после каждого нашествия город еще долго привлекал к себе взоры и враждовавших между собой русских князей, и соседей-кочевников.

А потом последовало грозное нашествие монголо-татар, которое на долгие годы повергло город в безвестность. Монголо-татары во главе с Менгу, двоюродным братом хана Батыя, приблизились к Киеву в 1239 году. По словам летописей, вражеские военачальники так «удивились красоте и величеству города», что Менгу не решался штурмовать укрепления древнерусской столицы, а пытался склонить киевлян к сдаче, на что те ответили гордым отказом. Пришлось послам возвращаться ни с чем, но в 1240 году объединенные войска хана Батыя переправились через Днепр и осадили Киев. Галицкий летописец так сообщал о появлении возле города несметных вражеских полчищ:

Пришел Батый к Киеву с большой силой, со множеством своих воинов, окружил город, обступила сила кочевников, и был город в великой осаде... И нельзя было голоса слышать от скрипения множества телег, от рева верблюдов и от ржания стад его коней. Вся Русская земля наполнилась воинами!

Разрушив Киев, орды хана Батыя понеслись на запад и, словно огненный смерч, прокатились по Волыни и Галицкому княжеству, разорили Польшу и Венгрию. Долгое время не мог оправиться Киев после нашествия армии хана Батыя. Овладев городом, монголо-татары уничтожили часть жителей, которые защищали его, а другую часть (в основном ремесленников) увели с собой. Число киевских жителей сократилось с 50 000 до двух-трех. К середине XIII века татар в Киеве сменяют литовцы, потом поляки.

В середине XVII века начинаются кровопролитные войны против господства польской шляхты. Во главе казачества тогда стоял запорожский гетман Богдан Хмельницкий. После ряда славных побед он торжественно направился к Киеву, где его радостно встречали и оказывали всякие почести. Когда Богдан Хмельницкий изгнал из всей Украины польских помещиков, поляки объединились с татарами и турками, решив окончательно захватить Украину. И тогда гетман обратился к московскому царю Алексею Михайловичу, прося его принять Украину под свое покровительство и присоединить к России. С этого времени начинается новая славная страница в истории Киева — города, на долю которого выпало много всякого рода испытаний и превратностей судьбы...
Пильщиков Вячеслав
Ты всё красиво рассказал. Почему - мать?
Кузмин Александр
Это сокращённо: Киев- Родина- Мать! Родина убрали и вот! tongue.gif
Люев Дмитрий
Это было то время, когда Римская Империя разделилась на две империи - западную и восточную. Восточную Империю назвали Византией.

- Насколько я помню, это IV-ый - V-ый века Н.Э.

Русские племена, тем временем, сильно доставали Византию, участвуя в набегах, уводя скот, женщин, богатства.

-"Русские племена". Кого имеете ввиду. Славян- радмичей, северян, древлян и т.д. и т.п. Тюрок- хозар, половцев. Скифов-сарматов???

Руководил городом самый авторитетный человек, который перевозил людей на своей лодке в город-поселение.

-Ну, тут всё понятно, авторитет- сиречь смотрящий.

Город был назван по имени основателя. А основатель был перевозчик Кий.
Он был главный для всех горожан, имел авторитет, пользовался уважением.
Вот к нему и обратились взоры императора Византии.
Сообщения летописи о Кие очень малы. Сообщается что сначала он был "перевозчик", затем основатель поселения, которое нам сегодня известно как Киев.
В то время все последовавшие новые города Руси названы именем основателя - это и Владимир и Ярославль и так далее.
Так появился город Киев - Мать городов русских.
Кий был "перевозчик", впоследствии ставший правителем основанного им города, он был искусен в управлении ладьи (лодки) и в управлении людьми. Он первый проложил путь "в греки", удостоившись чести ("великая честь") быть принятым "царем Византии", поэтому он и был вызван в Константинополь, чтобы его назначить Царем Русов.

-Вона как, то дикие славяне допекали Византию, то вдруг непокорный Кий был вызван в Константинопольский обком, где и поступил на должность...(см.далее)

Кий побывал в Царьграде, получил там сан и титул царя, двуглавого орла и жезл.
Отсюда, у нас в России и появился двуглавый орел.
А Кий стал править Киевом, первым русским городом. Начал издавать законы, назначать и судить горожан.
Кий - это первый русский царь, который, первый прошел тысячеверстное путешествие в Константинополь, и первый получивший в Византии все царские атрибуты.

Виталь, ты откуда этот бред берешь? Из ваших нынешних учебников?
Дмитренко Валерий
А Москва мать?, отец это Ростов, да и Харьков blink.gif
Красников Виталий
Киев

Изображение
Софийский собор 1037 года, Киев
Киев - один из древнейших русских городов (ныне - столица Украины). Расположен среди холмистой местности на высокой правой и частично левой низменности, на берегах Днепра, немного ниже впадения в него Десны. Находки монет на территории Киева и появление его на заре русской истории как важного центра политической жизни делают вероятным непрерывное существование Киева со времен Птолемея.

В начале X века Киев является столицей обширного русского княжества, "матерью русских городов", политическим и культурным центром Руси. В 1169 году взят войском владимирского князя Андрея Боголюбского. После трехдневного погрома, учиненного победителями, военное и политическое значение Киева как общерусской столицы стало стремительно падать. После монголо-татарского нашествия (1240) разрушенный город почти столетие поднимался из руин, превратившись в местечко, а затем его захватили литовцы. По Люблинской унии (1569) оказался под польским управлением.
Изображение
Кирилловская церковь 12 века в Киеве
КИЕВ, “мать городов русских”. Первая столица Русского государства, его название связывают с именем Кия, легендарного основателя города. По археологическим данным, поселения на территории Киева существовали уже в позднепалеолитический период. Киев основан в VI—VII вв. н. э. как центр восточнославянского племени полян. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 в связи с походом Руси на Византию. В “Повести временных лет” под 862 помещена легенда, связывающая происхождение названия “Киев” с именем Кия (см.: Кий, Щек и Хорив). Возвышению Киева как политического, культурного и торгового центра Киевской Руси способствовало его географическое положение. Через Киев проходили важнейшие торговые пути — “аз варяг в греки”, из Европы в Азию, в Польшу, в Царьград (Константинополь), на Дон, на Муром, в Новгород. В IX — н. XII вв. Киев — центр Киевской Руси, место, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосии и сонм других печерских подвижников. Высокого развития в Киеве достигли ремесло, письменность, архитектура, живопись. В сер. XI в. в Киеве построены выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Софийский собор, Киево-Печерская лавра. В 1037 при Софии Киевской основана первая на Руси библиотека; в X—XI вв. появились первые школы. В Киеве был создан первый древнерусский кодекс законов Русская Правда.
Изображение
Троицкая надвартная церковь 1108 года, Киево-Печерский заповедник
С раздроблением Киевской Руси на ряд удельных княжеств, усилившимся в XII в. и приведшим к упадку Древнерусского государства, Киев утратил значение политического центра Древней Руси. Во 2-й пол. XII в. Киев стал центром Киевского удельного княжества. В декабре 1240 Киев после упорной обороны, возглавлявшейся воеводой галицко-волынского кн. Даниила Романовича Дмитрием, был захвачен и разрушен монголо-татарскими завоевателями. С 1240 Киевское княжество было в вассальной зависимости от Золотой Орды. Около 1362 Киев захватил литовский кн. Ольгерд, передавший Киевское княжество в удельное владение своему сыну Владимиру. Во 2-й пол. XIV—XV вв. население Киева вело борьбу как против литовских захватчиков, так и против татарских набегов. В 1399 Киев выдержал осаду татарского войска, в 1416 татарский хан Едигей, захвативший город, не сумел взять княжеский замок, оборонявшийся населением. Окончательная ликвидация удельного княжества литовским правительством (1470) вызвала восстание в городе против литовского наместника Гаштовта в н. 1471.
Изображение
Михайловский собор Выдубецкого монастыря 1070-1088 годы

С 1471 Киев стал центром Киевского воеводства Литовского государства. В 1482 Киев был захвачен и разграблен войсками татарского хана Менгли-Гирея. Но вскоре город был восстановлен. В 1494 — 97 литовское правительство, стремясь привлечь на свою сторону зажиточные слои населения Киева, ввело в городе магдебургское городское право. Оживление экономической жизни вызвало рост населения Киева, составлявшего к к. XVI в. ок. 7 тыс. чел., в 1-й четв. XVII в. — до 15 тыс. После заключения Польшей и Литовским государством Люблинской унии 1569 Киев был захвачен Польшей. В к. XVI — 1-й пол. XVII вв. население Киева активно выступало против оккупантов, которые были изгнаны из города в 1648 крестьянским казацким войском во главе с Богданом Хмельницким. 16 января 1654 население Киева торжественно встретило русских послов и принесло присягу на верность России. С 1654 Киев стал центром Киевского воеводства, входившего в состав России (с 1708 — Киевской губернии, с 1781 — Киевского наместничества, с 1797 — Киевской губернии). “Мать городов русских” снова стала одним из главных духовных и культурных центров русского государства, местом поклонения общероссийским святым — печерским чудотворцам.
Изображение
Золотые ворота 1037 года.

Красников Виталий
Мать городов русских

Мать городов русских — перифраз из древнерусской литературы, используемый для обозначения Киева. Наиболее известен по фрагменту статьи 882 года Повести временных лет:

Въ лѣто 6390 … [и] сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч Ѡлегъ се буди мт҃и градомъ рускими.[1]

И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».[2]


Кроме этого встречается в ряде произведений, таких как:[3]
* «Слово на обновление Десятинной церкви» (сер. XII века) — славному и честному граду нашему и великой митрополии же, матери городам.
* Стихира службы св. Владимиру — славнодержавенный Владимире на высоте стола седя матере градовом богоспасенного Киева.
* Служба на память освящения в 1051/1053 году церкви святого Георгия в Киеве, 26 ноября — от первопрестольнего матери градом, Богом спасенего Киева.

Содержание
* 1 Семантика фразы
* 2 Исторический контекст
* 3 «Грады русские»
* 4 Примечания
* 5 См. также
* 6 Литература

Семантика фразы

По мнению Д. С. Лихачёва выражение «мать городов» представляет собой кальку с греческого «метрополия» (от греч. μήτηρмать и греч. πόλιςгород), то есть данный фрагмент — объявление Олегом при вокняжении Киева— являлся провозглашением Киева столицей его владений. «матерью городов русских»

Исторический контекст

Греческое происхождение фразы породило гипотезу о наличии в распоряжении автора Повести временных лет византийских письменных источников о правлении князя Олега. Согласно другой версии, появление фразы обусловлено политическими взглядами составителей Повести временных лет. Летопись составлялась в Киево-Печерской лавре во 2-м десятилетии XII века, во времена кризиса Киевской Руси и, в силу этого, характеризуется героизацией политически единого государства в эпоху первых русских князей и его противопоставлением современности. В это же время Византия являла собой блистательный пример успеха централизации — приход к власти (1081) Алексея I Комнина положил конец смуте 1056—1081 и стал началом так называемого «Комнинского Возрождения». Сходство ситуации, из которой вышла Византия, с положением, в котором находилась Русь, и продиктовало призыв к политическому единству под главенством Киевского престола — метрополии, «матери городов», которая должна стоять над княжескими столами, подобно тому, как Константинополь стоял над диоцезами Византийской империи, объединяя их.

«Грады русские»

Обозначение Киева «матерью городов русских» может быть объяснено и из понятия «грады русские». «Град» как населенный пункт играл особую роль в этническом и политическом становлении Древней Руси.

Понятие «грады русские» сложилось в IX—X веках. Летопись говорит о раздаче городов Рюриком своим воинам: Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром. «Грады русские» упоминаются в Повести временных лет под 907 годом: Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие. «По этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу». Раздавали города Святослав Игоревич и Владимир I Святославич. Среди городов имелась определенная иерархия, в которой Киев занимал главенствующее положение, так как являлся местом пребывания великого князя.

Арабский автор Ибн Хаукаль (X век) перечисляет группы русов и их главные города, которые существовали, как полагают историки, ещё в IX веке, до того, как Олег сделал Киев столицей: «И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау, и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их». Ибн Фадлан, видевший русов в 922 году, утверждал, что их царь живёт в «высоком замке» , что трактуется некоторыми историками как упоминание Вышгорода, который был подарен Игорем Рюриковичем своей жене княгине Ольге и являлся резиденцией киевского князя.

Император Константин Багрянородный (X век) пишет: «Приходящие из внешней Росии в Константинополь лодки являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава».

Скандинавы называли Русь «страной городов» (Гардарики). Скандинавское название Garđar (Гарды, множественное число от Garđr, впервые упомянуто в X веке), имеет общую индоевропейскую основу с русским городъ/градъ). В единственном числе корень входит в такие названия как Hólmgarđr (Новгород), Kænugarðr (Киев) и Miklagarðr (Константинополь)

Скандинавские источники перечисляют «главные города» или отдельные владения (ríki) в Гардарики, список которых относят к X—XI веку:
Hólmgarðr (Новгород),
Aldeigjuborg (Ладога),
Kænugarðr (Киев),
Pallteskja (Полоцк),
Smaleskia (Смоленск),
Súrdalar (Суздаль),
Móramar (Муром),
Rostofa (Ростов),
Sýrnes (Чернигов? Гнездово?),
Gaðar (?),
Álaborg (Алаборг, на Ладожском озере),
Danparstaðir (Днепровский город?).


Все эти владения по саге об Одде Стреле подчинялись конунгам Хольмгарда, а «Прядь об Эймунде», рассказывающая о событиях 1015—1019 годов отдает первенство Киеву: «Бурицлейф держит Кенугард, и это лучшее княжество во всей Гардарике».

Примечания

1. Статья 6390 Лаврентьевской летописи
2. «Повесть временных лет» / Перевод Д. С. Лихачева.
3. Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.105

Литература

* Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.103-112.
* Повесть Временных Лет в переводе Д. С. Лихачёва
* «Повесть временных лет». Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. // Лихачев Д. С. Великое наследие. В Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987. — С. 3-342.
* А. А. Васильев. История Византийской империи, т.1 (Время до крестовых походов), гл. 6, § 10 Смутное время (1056—1081)

Пильщиков Вячеслав
Виталя, ты чё завёлся-то?
Учёные всё ещё бьются над этим вопросом, а ты решил нам тут всё рассказать?

Вот почитай тут

"Вот тут и вспоминанем о Богине КИ - Киеве, от которой и выражение "Киев - мать городов русских", но не Киев, а "Киева - Мать городов русских!"

Интернет большой. Сколько человек - столько и мнений. Истина где-то тама.

Расскажу тебе историю маленькую:
решили мы с начальником участка автоматики заказать себе приспособление для заточки ножей рубанка. Влом было вручную скоблить по кругу. Дали задание конструктору нарисовать. Он нарисовал, но не знал как обозвать. Назвал "ПИЛВА".
Моя фамилия - сам видишь, а фамилия начальника участка автоматики - Ватагин.
ПилВа.
То-то историки бошки поразбивают
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Форум ветеранов ГСВСК © 2008 - 2024 IPS, Inc.